Скулшутинг ( колумбайн )
22.08.2025
ЧТО ТАКОЕ СКУЛШУЛТИНГ
Информация по профилактике
скулшутинга предназначена для педагогов и родителей (законных представителей).
Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на
обучающихся внутри учебного заведения. За рубежом случаи стрельбы в школе известны
с начала XX века. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе,
появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.
Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки,
аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета.
ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ДЕТЬМИ «СКУЛШУТИНГА»
Существуют внешние и внутренние
факторы, подталкивающие обучающихся к скулшутингу.
Среди внешних факторов можно
выделить:
-отсутствие внимания родителей к
ребенку;
-ссоры с членами семьи;
-трудности обучающегося в общении
со сверстниками, конфликты с ними и педагогами;
-буллинг (травля) - агрессивное
преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и
студентов) со стороны других членов коллектива или его части; -смерть
родственников и друзей;
-доступ обучающегося к
огнестрельному и холодному оружию в доме;
-интерес обучающегося к
компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к
сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга».
К внутренним факторам следует
отнести:
-депрессивное состояние
обучающегося;
-внушаемость и ведомость
обучающегося;
-психические отклонения у
обучающегося.
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
1. Дети, которые воспитываются в
семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в
общество.
2. Родители, которые не
интересуются жизнью, увлечениями и проблемами обучающегося, могут
спровоцировать развитие пассивной агрессивности в нем.
3. Отсутствие у обучающегося
общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных
психологических проблем.
4. Сверстники обучающегося
обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи или отбирают деньги, распространяют
слухи и сплетни про него.
5. Нападение на учащихся в России
часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож ребенку
достать проще, чем огнестрельное оружие.
6. Под влиянием компьютерных игр
ребенок может утратить чувство реальности и не видеть разницы между убийством
человека в игре и его смертью в реальной жизни.
7. Ребенок, планирующий нападение
на своих сверстников, как правило, в сети Интернет поддерживает общение с
другими последователями идеологии «скулшутинга».
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Станьте другом для обучающегося,
с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым,
уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками;
учите обучающегося общению с людьми вне Интернета; организуйте досуг обучающегося
во внеучебное время (посещение кружков и секций); тесно взаимодействуйте с
участниками образовательного процесса, чтобы знать о его проблемах; не храните
огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для обучающегося;
контролируйте действия обучающегося в социальных сетях, установите и оцените
его круг общения; обратитесь за помощью к специалистам случае замкнутости
обучающегося, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.
ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА
Следует с самого первого дня
пресекать любые насмешки над неудачами обучающихся. Также необходимо пресекать
любые пренебрежительные замечания в адрес обучающихся. Если по каким-либо
причинам репутация обучающегося испорчена, нужно дать ему возможность показать
себя в выгодном свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность
для коллектива. Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств
обучающегося. Помогают объединить совместные мероприятия, поездки, постановки
спектаклей, и т.д. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить
себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей.
Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на занятиях. Педагогам
лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными
или отвергнутыми одноклассникам. Если есть отвергаемые дети, то лучше избегать
соревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В
неудаче обвинят именно отверженных. Имеет смысл поговорить с преследователями о
том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы. Как
показывает практика, отношения во многом зависят от тактики поведения.
НА ЧТО РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
- Внутрисемейные отношения
Семейный уклад – базис для любого
обучающегося. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире,
развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах
обучающегося, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми
правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и
жестокость, несут подобную схему общения в общество. Стоит заметить, что в
России нападения чаще совершаются с использованием холодного оружия. Это
объясняется тем, что в нашей стране огнестрельное оружие не легализовано – нож
подростку достать проще, чем пистолет.
· Проявление подростком агрессии
Агрессия в подростковом возрасте
является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев
за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который
срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия
бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным.
Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был
такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!» Такая
пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания
родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также
из-за игнорирования его сверстниками.
· Специфика отношений со сверстниками
В подростковом возрасте общение
со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки
часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься
переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы,
то у подростка можно наблюдать появление серьезных психологических проблем.
Задача родителей – помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками,
определить причину возникновения разногласий.
· Психологические травмы
Если вспомнить резонансный случай
стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить четкую тенденцию: подростки,
расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в
школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация
психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток на
психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно
влияла на их психологическое состояние и вызывала некие поведенческие
особенности. Травля может быть прямой – когда обучающегося бьют, обзывают, дразнят,
портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение
слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней,
мы с тобой не друзья»).
· Психическое здоровье
Комплексная
психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко
имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является
причиной такого страшного поступка, как скулшутинг. К сожалению, многие
родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских
психологов и не обращаются за психиатрической помощью. Самое важное – контакт
со своим ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно
начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения.
В подростковом возрасте родитель должен стать для обучающегося другом, с
которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым.
Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть тинэйджера на
такой страшный шаг, как стрельба в школе.
Презентацию и запись вебинара можно скачать по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/Lgq5/QQzq7xbWc
Скулшутинг в школах
22.08.2025
Видеоролик подготовлен Координационным центром по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных конфликтов, противодействия идеологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
https://atk.midural.ru/blog_post/show/id/5