Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" (1-4 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего,
основного

общего

и среднего

общего

образования

с учётом

выбора

участниками

образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не
только на уроке, но и за его пределами.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:


в формировании его российской идентичности;



в формировании интереса к познанию;



в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и

уважительного отношения к правам и свободам других;


в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;



в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;



в развитии у школьников общекультурной компетентности;



в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;



в осознании своего места в обществе;



в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;



в формировании готовности к личностному самоопределению.

Нормативную правовую основу настоящей Примерной рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
1.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента

Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации».
2.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)
3.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О

внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)

4.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении

методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры
о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190. 9.
5.

Примерна рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о

важном» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол № 6/22 от 15.09.2022 г.»

Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа может реализоваться в работе с обучающимися 1–2, 3–4 классов. На
уровень начального общего образования приходится 140 часов. Занятия по программе
проводятся

в

формах,

позволяющих

обучающемуся

вырабатывать

собственную

мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (беседы, деловые игры, викторины,
интервью, блиц-опросы и т. д.).
Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Взаимосвязь с Программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей программы
воспитания МБОУ СОШ № 8 Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но
и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:


в выделении в цели программы ценностных приоритетов;



в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной

деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Программе воспитания;


в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их

вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1.

Соответствие датам календаря;

2.

Значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре

в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1.

Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно

(государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например,
2

День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День учителя, День
российской науки и т.д.
2.

Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например,

165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского. В
программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими
датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К примеру: «Мы разные,
мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена школьника» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить
реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических
чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия
выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные
ценности характеризуются следующим образом.
1. Историческая память:
Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
Историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить
достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
Историческая память есть культура целого народа, которая складывается из
объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные качества:
благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании
занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных
исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
Каждое

следующее

поколение

продолжает его достижения, традиции;

учится

у предыдущего:

осваивает

воссоздаёт,

семья построена на сохранении преемственности

поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях,
вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение
связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания,
языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были
характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой
родине, Отечеству.
3.Патриотизм — любовь к Родине
Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина.
3

Любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому,
малой Родине. Патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;
чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая
нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном».
В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность
чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать,
помочь без ожидания благодарности. Благотворительность — проявление добрых чувств;
благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня
примером для подражания. Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах
граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства.
5. Семья и семейные ценности
Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими
делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями
и т. д.;
Каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь
другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
Учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах,
помогать родителям;
Семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности
представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения
на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей»,
«Традиционные семейные ценности» и др.
Культура России
Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на
протяжении его истории. Российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема
во всём мире. Культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство,
техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература,
изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений
людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и
разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены
4

на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «День
музыки», «Мечты», «Великие люди России: К. С. Станиславский», «День театра».
Наука на службе Родины
Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека. В науке работают
талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность. В России совершено
много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе
обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского»,
«День космонавтики: мы — первые». Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий
выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет
обязательно

добиваться

точного

усвоения

нового

знания,

запоминания

и

чёткого

воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных
занятиях как не учебных формируются определённые ценности: высшие нравственные
чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут возвращаться
к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их
принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся,
их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение
которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.

Особенности работы педагога по программе
Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога.
Личностных результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и
интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого, используя разные формы работы, устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога,
транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знания— ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему
обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен
стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому
ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе.
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному
краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Труд людей в
разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную
землю. Историческая память народа и каждого человека.
К.Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим полётам.
Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской
космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса.
Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам — исследователям
космического пространства.
Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие
в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях
семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя— социальное
служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик,
помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда.
Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии,
участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие
в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных
ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское
влияние на сына и/или дочь. Музыка как способность человека слышать, воспроизводить,
сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с
рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка,
которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать.
Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные
ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и
досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские —символ любви и взаимопонимания в
семейной жизни.
6

Рождение праздника День народного единства. Проявление любви к Родине:
объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за
подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой
Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие народное ополчение для
борьбы с иноземными захватчиками.
Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой,
историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития общества
и каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть у каждого поколения. Историческая
память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества,
которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений.
Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с
ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у
других людей.
Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы.
Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике
России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при
поднятии флага.
Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в
военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых
называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые
чувства к другим людям?
С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга.
Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края.
Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных
врагов.
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права
и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей
членами общества.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России.
Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание
заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год.
Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? Плюсы и минусы виртуального мира.
Правила безопасного пользования интернет-ресурсами.
7

Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик
хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города. Дорога
жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.
Первые театры в России. К. С. Станиславский — великий деятель театрального
искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый
главный в театре. Школьный и классный театр. Наука: научные открытия позволяют улучшать
жизнь людей, обеспечивают прогресс общества.
Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные открытия
российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф,
цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце.
Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего
мира.

Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление

любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и в мирное время: всегда есть место
подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку,
проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено.
Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность; пожертвование как
проявление добрых чувств в традиционных религиях.
Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине.
Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете
профессии, которой не может научиться женщина. Великие женщины в истории России:
Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач). Выдающиеся женщины
ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова, М.
Плисецкая, Л. Зыкина.
Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила
слушания и исполнения гимна. С. В. Михалков — выдающийся поэт ХХ века, автор стихов,
которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. Слушаем
и читаем стихи Михалкова.
Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни
и солончаки;

степная

зона,

лесостепь,

вечнозелёная

растительность.

Природные

достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка,
Чёрное и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма».
Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь.
Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы,
артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли мы фантазировать:
8

сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды,
расписывать

игрушки.

Творческая

сценическая

деятельность:

игры,

импровизация,

драматизация, разыгрывание сценок.
Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал:
„Поехали!“» — первый полёт человека в космос; Ю.А. Гагарин — Герой Советского Союза.
Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый
длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской
Федерации.
Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами?
Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети
Освенцима. Как боролись с нацизмомв концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля
— Международный день освобождения узников концлагерей.
Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки.
Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в
Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой
Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков,
сусликов). Таймыр — родной дом северных оленей. Окский заповедник — журавлиный
питомник.
Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я
вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии.
Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?
Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов,
защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь (преемственность)
поколений: Бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских
людей на борьбу за свободу своей Родины?
Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем добрые дела. Друзья
необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша помощь
нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым.
Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье
близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли им
поделиться?

9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В сфере гражданского воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине
- России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение
к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В

сфере

эстетического

воспитания:

уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека
и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес
к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления
о научной

картине

мира;

познавательные

интересы,

любознательность и самостоятельность в познании.

10

активность,

инициативность,

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять
недостаток

информации

для

решения

учебной

(практической)

задачи

предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в

на

основе

ситуациях,

поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять
их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник
получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную
информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником
способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в Интернете; анализировать и создавать текстовую,
графическую, звуковую, видеоинформацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и

формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями

и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования
разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии

с поставленной

задачей;

создавать

устные

и

письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные
выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно
выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
11

В

сфере

овладения

универсальными

учебными

регулятивными

действиями:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной
деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоения

программы

внеурочной

деятельности

«Разговоры

о важном»

представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет
отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык:


Первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории

Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;


Понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения

русского языка как государственного языка Российской Федерации;


Понимание роли русского языка как языка межнационального общения;



Осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры

человека;


Овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных

представлений о нормах современного русского литературного языка;


Использование в речевой деятельности норм современного русского литературного

языка и речевого этикета.
Литературное чтение:


Осознание значимости художественной литературы и произведений устного

народного творчества для всестороннего развития личности человека;


Первоначальное

представление

о

многообразии

жанров

художественных

произведений и произведений устного народного творчества;


Овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык:



Знакомство представителей других стран с культурой своего народа.

Математика и информатика:


Развитие логического мышления;

12



Приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и

текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и
делать выводы.
Окружающий мир:


Сформированность уважительного отношения к своей семье и

семейным

традициям, организации, родному краю, России, её истории и культуре, природе;


Сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия,

победы;


Первоначальные

представления

о природных

и социальных

объектах

как

компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира
живой и неживой природы;


Сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия

решений;


Первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях

населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России
и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и

природного

наследия в России;


Важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего

России;


Основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие

умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления,
выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание
простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о
природе и культуре родного края);


Приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой,

графической,

аудиовизуальной) о

природе и

обществе, безопасного

использования

электронных ресурсов организации и Интернете, получения информации из источников
в современной информационной среде;


Формирование навыков здорового и

безопасного образа жизни на основе

выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний
о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне
семьи, в Интернете и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании
личных финансов;

13



Приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к

природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики:


Понимание

необходимости

нравственного

совершенствования,

духовного

развития, роли в этом личных усилий человека;


Формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам,

отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;


Построение

суждений

оценочного

характера,

раскрывающих

значение

нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовнонравственного развития личности;


Понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния

религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;


Овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что

оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения
в обществе;


Понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного

труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов
«милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;


Умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему,

милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни;


Открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых

случаев унижения человеческого достоинства;

поведения

Знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и
людей,

основанных

на

российских

традиционных

духовных

ценностях,

конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство:


Выполнение творческих работ с использованием различных художественных

материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;


Умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение

характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка:


Знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология:
14



Сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда

в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура:


Сформированность общих представлений о физической культуре и спорте,

физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных
умениях и навыках, основных физических упражнениях;


Умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой

деятельности, соблюдая правила честной игры.

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
День знаний (1 час)
1–2 классы: «Зачем я учусь?»
3–4 классы «Зачем мне знания?»

Основное содержание
Знания — ценность, которая необходима не
только каждому человеку, но и всему обществу.
Знания — основа успешного развития человека
и общества. Каждый должен стремиться к
обогащению и расширению своих знаний. Наша
страна
предоставляет
любому
ребёнку
возможность с шести с половиной лет учиться
в школе

Наша страна — Россия (1 час)
1–2 классы: «Где мы живём?»
3–4 классы: «От поколения к поколению:
любовь россиян к Родине»

Любовь к Родине, патриотизм — качества
гражданина России. Любовь к родному краю,
способность любоваться природой, беречь её —
часть любви к Отчизне. Труд людей в разные
исторические эпохи, преемственность поколений
в готовности защищать родную землю.
Историческая память народа и каждого человека

165 лет со дня рождения
К. Э. Циолковского(1 час)
1–2 классы: «Мечтаю летать»
3–4 классы: «Мечтаю летать»

Страницы истории российской космонавтики.
Первые космонавты. Гордость россиян за успехи
страны в освоении космоса. Проявление интереса
к
знаниямо
космосе,
его
изучению
и космонавтам — исследователям космического
пространства

День пожилых людей (1 час)
1–2 классы: «Традиции моей семьи»
3–4 классы: «Как создаются традиции?»

Преемственность поколений: семейные ценности
(любовь, взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память

Деятельность школьников
Просмотр видеоролика о Дне знаний
и о традициях этого праздника. Участие в
эвристической беседе о
традициях
школы, обсуждение ответов на вопросы:
«Почему важно учиться? Как быть, если
что-то не знаешь или не умеешь?» и др.
Участие
в
коллективной
игрепутешествии
(игре-соревновании),
разгадывании
загадок.
Участие
в викторине «Своя игра»
Слушание музыкального произведения,
просмотр видеоматериалов, в которых
говорится
о дорогом
и близком
в окружающем
мире
младшего
школьника. Участие в беседе о том, с чего
начинается понимание Родины, как
проявляется любовь к Родине. Работа
в парах с текстами, написанными в разные
эпохи, но объединёнными идеей любви
к Родине и личной ответственности за её
судьбу
Обсуждение
новой
информации
о достижениях нашей страны в освоении
космоса, о вкладе великого учёного К. Э.
Циолковского. Участие в коллективной
игре-соревновании «К. Э. Циолковский —
учёный и человек». Путешествие по
интерактивной карте
Обсуждение
семейных
традиций.
Просмотр
видеоролика
с
целью
знакомства с праздником День пожилых

о предшествующих поколениях семьи. Особое
отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушками
дедушкам, забота о них

День учителя (1 час)
1–2 классы: «Если бы я был учителем»
3–4 классы: «Учитель жизни: Лев
Николаевич Толстой»

Учитель — важнейшая в обществе профессия.
Назначение учителя — социальное служение,
образование
и воспитание
подрастающего
поколения. Учитель — советчик, помощник,
участник
познавательной
деятельности
школьников.
Оценка
учительского
труда.
Великие педагоги прошлого. Яснополянская
школа Л. Н. Толстого

День отца (1 час)
1–2 классы: «Отчество — от слова „отец“»
3–4 классы: «Отчество — от слова „отец“»

Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как
гражданин; мужские профессии, участие в
трудовой деятельности и жизни общества. Роль
отца
в семье,
участие
в хозяйственной
деятельности, досуге членов семьи, укреплении
традиционных семейных ценностей. Понимание
роли отца как родителя, участие в воспитании
детей, отцовское влияние на сына и/или дочь
Музыка как способность человека слышать,
воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в
жизни каждого человека: музыка сопровождает
человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и понимать
музыку. Музыка, которую можно увидеть.
Музыка, которую нужно учиться слушать

День музыки (1 час)
1–2 классы: «Я хочу увидеть музыку»
3–4 классы: «Я хочу услышать музыку»

17

людей, с основным назначением этого
праздника.
Участие
в выполнении
интерактивных заданий (установление
соответствия,
группировка,
классификация),
которые
помогут
школьником понять важность семейных
традиций и заботы о пожилых людях
Обсуждение
ценности
важнейшей
профессии. Участие в разыгрывании
сценок «Я — учитель», «Я и мои
ученики». Участие в групповой, парной
работе: создание рисунков «Наш класс»,
«Мой учитель», рисунка «Буква для
первого
предложения
сказки
Л. Н. Толстого».
Работа
с текстами
(пословицами,
стихотворениями),
связанными с профессией учителя
Обсуждение качеств отца, мужских
профессий. Просмотр видеоролика о роли
отца как родителя, образе отца в
отечественной литературе. Групповая,
парная работа: «Воскресный день моей
семьи»,
участие
в
планировании
выходного дня своей семьи
Просмотр видеоролика о роли музыки в
жизни человека, обсуждение содержания
видеоролика. Участие в беседе «Я хочу
увидеть музыку», «Я хочу слышать
музыку». Групповая и парная работа по
созданию иллюстрации «Я вижу музыку».
Обсуждение творческого задания «Звуки
природы»

Традиционные семейные ценности
(1 час)
1–2 классы: «Я и моя семья»
3–4 классы: «Пётр и Феврония Муромские»

Семья — дружный любящий друг друга
коллектив. Поколения в семье. Семейные
ценности: воспитание детей, забота о старшем
поколении; традиции, совместная трудовая и
досуговая
деятельность.
Пётр
и
ФевронияМуромские — символ любви и
взаимопониманияв семейной жизни

День народного единства (1 час)
1–2 классы: «Что такое единство народа?»
3–4 классы: «Когда мы едины — мы
непобедимы»

Рождение праздника «День народного единства».
Проявление любви к Родине: объединение людей
в те времена, когда Родина нуждается в защите.
Чувство гордости за подвиги граждан земли
Русской в 1612 году и граждан нашей страны в
Великой Отечественной войне. Минин и
Пожарский — герои, создавшие народное
ополчение
для
борьбы
с
иноземными
захватчиками

Мы разные, мы вместе (1 час)
1–2 классы: «Память времён»
3–4 классы: «Память времён»

Каждое поколение связано с предыдущимии
последующими общей культурой, историей,
средой обитания. Связь (преемственность)
поколений — основа развития общества
и каждого человека. Патриотизм — чувство,
которое есть у каждого поколения. Историческая
память проявляется в том, что новое поколение
людей стремится воспитать в себе качества,
которые отражают нравственные ценности
предыдущих поколений
18

Обсуждение вопроса «Почему говорят,
что дерево держится корнями, а человек
семьёй?». Участие в беседео семейных
традициях,
интересном
досуге
и праздниках. Участие в коллективной,
индивидуальной работе «Я и моя семья
(составление
семейного
древа)».
Обсуждение вопросов «Чему мы можем
научиться
у
Петраи
Февронии
Муромских?», «Почему Пётр и Феврония
стали символом любви и верности?»
Участие
в беседе
о возникновении
праздника День народного единства.
Обсуждение пословиц, связанных с
единством народа, любовью к Родине.
Знакомство
с жизнью
и подвигом
К. Минина
и Д. Пожарского.
Коллективная виртуальная экскурсия по
историческим местам и памятникам,
связанным с Днём народного единства.
Участие в коллективной игре: составление
пазла на основе полученной информации
о событиях 1612 года
Знакомство с понятием «преемственность
поколений».
Обсуждение
качеств,
которые
отражают
нравственные
ценности
и чувства.
Участие
в эвристической
беседе
о природе
и заповедниках России. Соревнование
команд
на
умение
устанавливать
соответствие
между
природными
объектами и их названиями

День матери (1 час)
1–2 классы: «Самое главное слово на
земле»
3–4 классы: «Материнское сердце чаще
бьётся». (С. Федин)

Символы России (Гимн, Герб) (1 час)
1–2 классы: «Какие в нашей стране есть
символы?»
3–4 классы: «Что может герб нам
рассказать?»

Мать, мама — главные в жизни человека слова.
Мать — хозяйка в доме, хранительница
семейного очага, воспитательОбсуждение качеств
матери, её роли хозяйкии хранительницы
семейного очага. 23 1–2 классы: «Самое главное
слово на земле» 3–4 классы: «Материнское
сердце чаще бьётся». (С. Федин) ница детей. С
первых дней жизни рядом с ребёнком всё время
присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся
чаще и сильнее, чем у других людей
Символы
современной
России:
название,
описание. О чём могут рассказать символы. Их
значение и назначениев жизни государства.
Уважение к государственной символике России
— обязанность гражданина. Правила поведения
человека при исполнении гимна, при поднятии
флага

День добровольца (1 час)
1–2 классы: «Если добрый ты, это хорошо»
3–4 классы: «Что я могу сделать для
других?»

Кто
такой
доброволец?
Деятельность
добровольцев как социальное служение в
военноеи мирное время: примеры из истории
и современной жизни. Качества людей, которых
называют
добровольцами:
милосердие,
гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые
чувства к другим людям?

День Героев Отечества (1 час)
1–2 классы: «С чего начинается Родина…»
3–4 классы: «История Отечества — история
каждого из нас»

С чего начинается Родина: колыбельная песня
мамы, первая игрушка, первая книга. Малая
Родина: родная природа, школа, друзья, культура
и история
родного
края.
Ответственность
гражданина за свободу, благополучие Родины,
защита её от иноземных врагов
19

Просмотр видеоролика о роли матери,
образе
матери
в
отечественной
литературе. Групповая, парная работа по
обсуждению предложенных ситуаций,
планированию помощи маме

Знакомство
с
символами
России:
обсуждение,
называние,
описание.
Участие в беседео правилах поведения
человека при исполнении гимна, при
поднятии флага. Парная работа, связанная
с применением полученной информации о
символах страны, устройстве герба.
Выполнение интерактивных заданий
Знакомство
со
значением
слов
«доброволец», «волонтёр», «милосердие»,
«гуманность». Просмотр видеоролика,
обсуждение
примеров
социального
служения в мирное и военное время.
Парная работа по анализу текстов, в
которых описаны ситуации проявления
доброты, гуманности, милосердия
Просмотр и обсуждение видеоролика,
содержание которого связано с событиями
из истории нашей страны. Участие в
эвристической
беседе
о
событиях
истории, ответственности гражданина за
свободу, благополучие Родины, её защите
от иноземных врагов. Групповая работа

День Конституции (1 час)
1–2 классы: «Где записаны права
человека?»
3–4 классы: «Мои права и мои
обязанности: в чём разница?»

Конституция Российской Федерации — главный
закон государства. Что такое права и обязанности
гражданина. Права ребёнка в России. Примеры
выполнения обязанностей членами общества

История
праздника
Рождества
Рождество (1 час)
1–2 классы: «Светлый праздник Рождества» Рождественские традиции в России
3–4 классы: «Светлый праздник Рождества»

Христова.

Новый год. Семейные праздники
и мечты (1 час)
1–2 классы: «Умеем ли мы мечтать?»
3–4 классы: «О чём мы мечтаем?»

Новый год — замечательный семейный праздник.
История возникновения новогоднего праздника
в России. Традиции встречи Нового года:
украшение ёлки, подарки, загадывание заветных
желаний. О чём люди разных времён мечтали
в Новый год

Цифровая безопасность и гигиена
школьника (1 час)
1–2 классы: «Виртуальный я — что можно
и что нельзя?»
3–4 классы: «Виртуальный я — что можно
и что нельзя?»

Что такое виртуальный мир и кто его создаёт?
Плюсы и минусы виртуального мира. Правила
безопасного пользования интернет-ресурсами

20

по анализу (установление соответствия),
упорядочению (лента времени) событий
истории
Участие в эвристической беседе о правах
и обязанностях
гражданина,
ученика
начальных классов. Групповая работа по
анализу
ситуаций,
связанных
с
выполнением
обязанностей
членами
общества
Участие в беседео традициях праздника
Рождества в России. 25 1–2 классы:
«Светлый праздник Рождества» 3–
4 классы: «Светлый праздник Рождества»
Обсуждение содержания прочитанных
одноклассниками
стихотворений,
посвящённых Рождеству. Групповая и
парная работа: составление поздравления
с праздником Рождества
Просмотр видеоролика об истории
праздника. Участие в беседе о семейных
новогодних традициях. Участие в ролевой
игре «Мы, дети… года, мечтаем в новом
году о…». Обсуждение ответа на вопрос
«О чём мечтали на Новый год дети в
разные исторические эпохи?»
Участие в коллективном обсуждении
вопроса «Что такое виртуальный мир
и кто его создаёт?». Групповая работа:
подготовка ответов на вопросы «Какие
плюсы есть у виртуального мира?»,
«Какие минусы есть у виртуального
мира?». Составление правил безопасного
пользования
интернет-ресурсами,

соотнесение составленных правил с
предложенным педагогом набором правил
Участие в просмотреи обсуждении
содержания видеоматериалов о блокаде
Ленинграда. Виртуальная экскурсия в
Государственный мемориальный музей
обороны
и блокады
Ленинграда,
знакомство с материалами, связанными
с Таней Савичевой. Чтение фрагментов
дневника Тани Савичевой, обсуждение
прочитанного. Участие в беседе о том, как
жили и о чём мечтали дети блокадного
города
Просмотр и обсуждение видеоролика о
первых театрах в России. Знакомство с
некоторыми
фактами
биографии
К. С. Станиславского. Работа с текстамио
том, как создаётся спектакль, ответы на
вопросы
по
содержанию
текстов.
Групповая работа: подготовка сообщения
от группы на тему «Зачем люди ходят
в театр». Игра «Мы идём в театр»
Просмотр видеоролика «Люди науки,
какие они?», обсуждение качеств учёного.
Групповая
работа:
«Представление
открытия»:
ученики
знакомятся
с открытием и рассказываюто нём
одноклассникам;
одноклассники
отгадывают, что это за открытие
российских учёных

День снятия блокады Ленинграда (1 час)
1–2 классы: «…осталась одна Таня…»
3–4 классы: «Писала девочка дневник...»

Блокада Ленинграда: как она началась и сколько
длилась. Ленинградский ломтик хлеба... Дневник
Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети
блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и
ленинградцы выжили и победили

Великие люди России:
К. С. Станиславский (1 час)
1–2 классы: «Мы идём в театр. А что это
значит?»
3–4 классы: «С чего начинается театр?»

Первые театры в России. К. С. Станиславский —
великий деятель театрального искусства: яркие
страницы жизни и деятельности. С чего
начинается театр? Кто самый главный в театре.
Школьный и классный театр

День российской науки (1 час)
1–2 классы: «Как становятся учёными?»
3–4 классы: «Откуда берутся научные
открытия?»

Наука: научные открытия позволяют улучшать
жизнь людей, обеспечивают прогресс общества.
Науку
делают
талантливые,
творческие,
увлечённые люди
Научные открытия российских учёных, без
которых невозможно представить современный
мир:
телеграф,
цветная
фотография,
радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз,
искусственное сердце
Роль нашей страны в современном мире. Беседа
Значение российской культуры для всего мира
мире.

Россия и мир (1 час)
1–2 классы: «Россия в мире»

21

о роли России в современном
Знакомство
с
российскими

3–4 классы: «Россия в мире»

День защитника Отечества (День Армии)
(1 час)
1–2 классы: «Кому я хочу сказать
„спасибо“»?» (ко Дню защитника
Отечества)
3–4 классы: «Хорошие дела не ждут
благодарности?» (ко Дню защитника
Отечества)

Защита Отечества — обязанность гражданина
Российской Федерации, проявление любви
к родной земле, Родине. Армия в годы войны и
мирное время: всегда есть место подвигу.
Качество российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование

Забота о каждом (1 час)
1–2 классы: «Заряд на добрые дела»
3–4 классы: «Дарить добро»

Доброта — качество настоящего человека,
способность
оказать помощь, поддержку,
проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому
оно необходимо и для кого предназначено.
Добрые дела граждан России в прошлые времена:
благотворительность;
пожертвование
как
проявление добрых чувств в традиционных
религиях

22

объектами, включёнными в список
всемирного
наследия
ЮНЕСКО.
Интеллектуальная игра «Самые известные
российские учёные, поэты, писатели,
художники, композиторы, музыканты».
Парная работа: подготовка рассказа об
одном
из
российских
лауреатов
Нобелевской премии
Участие в беседео том, как жители России
выражают
свою
благодарность
защитникам Отечества. Просмотр и
обсуждение видеоматериалов, в которых
представлены
эпизоды
подвигов
российских воинов в военное и в мирное
время. Работа с пословицей «Сам погибай,
а товарища
выручай».
Коллективная
беседа
о проявлениях
благодарности
к защитникам
Отечества.
Групповая
работа: составление письма ветерану
войны. Работа в парах: подготовка ответа
на
вопрос
«Как
стать
хорошим
солдатом?»
Участие
в коллективной
беседе,
обсуждение
вопросов
«Что
такое
доброта?», «Трудно ли быть добрым?»,
«Как научиться делать добрые дела?».
Обсуждение
просмотренного
видеоролика, в котором представлены
несколько
сюжетов
о людях,
совершающих добрые дела. Групповая
работа:
«Представление
человека,
сделавшего много добрых дел на благо
людям»:
на
основе
предложенной

Международный женский день — праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в
современномобществе — труженица, мать,
воспитатель детей. Нет на свете профессии,
которой не может научиться женщина. Великие
женщины в истории России: Екатерина Великая,
Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач)
Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие
Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л.
Павличенко, А. Пахмутова), М. Плисецкая, Л.
Зыкина
Сергей Владимирович Михалков — автор гимна
Гимн России (110 лет со дня рождения
современной
России.
Правила
слушания
советского писателя и поэта, автора
и исполнения гимна. С. В. Михалков —
словгимнов Российской Федерации
и СССР С. В. Михалкова) (1 час)
выдающийся поэт ХХ века, автор стихов,
1–2 классы: «Поэт, который писал для детей которые дети знали и знают наизусть. Вклад
и о детях»
поэта в развитие детской литературы. Слушаем
3–4 классы: «Поэт, который писал для
и читаем стихи Михалкова
детей и о детях»
Крым — природная жемчужина. Разнообразие
День воссоединения Крыма с Россией
природных зон: полупустыни и солончаки;
(1 час)
1–2 классы: «Путешествие по Крыму»
степная
зона,
лесостепь,
вечнозелёная
3–4 классы: «Путешествие по Крыму»
растительность.
Природные
достопримечательности Крыма: Агармышский
лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка,
Чёрное и Азовское моря. Симферополь —
столица Республики Крым, «ворота Крыма».
Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская
крепость, Севастополь
Международный женский день (1 час)
1–2 классы: «Мамы разные важны»
3–4 классы: «Обычный мамин день»

23

учителем
информации
обучающиеся
составляют сообщение об одном из
знаменитых
благотворителей
и
рассказывают о нём одноклассникам
Просмотр и обсуждение видеоролика,
знакомящего с историей праздника, со
сферами
деятельности,
в
которых
работают женщины. Работа в парах:
подготовка краткого сообщения об одной
из великих женщин в истории России.
Составление
виртуальной
галереи
«Женщины, прославившие Россию». Игра
«Выдающиеся женщины, прославившие
Россию». Участие в обсуждении вопроса
«Легко ли быть мамой?».
Участие
во
вводной
беседе
«С. В. Михалков
—
автор
двух
Государственных
гимнов».
Выразительное
чтение
любимых
стихотворений, автором которых является
С. В. Михалков.
Викторина
«Узнай
произведение С. В. Михалкова по одной
строчке»
Участие
в беседе
о географическом
положении
Крыма
с использованием
карты. Виртуальная экскурсия: природные
достопримечательности
Крыма.
Выполнение интерактивных заданий:
соотнесение изображения и описания
объекта.
Выполнение
творческого
задания: написание мини-рассказа «Что я
хочу посетить в Крыму»

Всемирный день театра (1 час)
1–2 классы: «Что на что похоже: зачем
человеку воображение?»
3–4 классы: «Что такое творчество?»

Что такое творчество? Люди творческих
профессий: поэты, художники, композиторы,
артисты, создатели игрушек. Примеры народных
промыслов. Умеем ли мы фантазировать:
сочинять
сказки,
конструировать
города
будущего, создавать узоры для тканей, посуды,
расписывать игрушки. Творческая сценическая
деятельность: игры, импровизация, драматизация,
разыгрывание сценок

День космонавтики. Мы — первые
(1 час)
1–2 классы: «Какие поступки делают
человека великим?» (о первом полёте
человека в космос)
3–4 классы: «Какие поступки делают
человека великим?» (о первом полёте
человека в космос)

Мы первые: первый искусственный спутник
Земли; Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!“» —
первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин
— Герой Советского Союза. Первый выход в
открытыйкосмос — А. А. Леонов, дважды Герой
Советского Союза. Самый длительный полёт
в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского
Союза, Герой Российской Федерации

Память о геноциде советского народа
нацистами и их пособниками (1 час)
1–2 классы: «Надо ли вспоминать
прошлое?»
3–4 классы: «Надо ли вспоминать
прошлое?»

Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать
все народы своими рабами? Преступления
нацистов: концлагерь как места принудительной
жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как
боролись с нацизмом в концлагерях советские
солдаты и офицеры. 11 апреля — день
освобождения узников концлагерей
Особо охраняемые территории в России —
заповедники,
национальные
парки.

День Земли (Экология) (1 час)
1–2 классы: «Где можно увидеть

24

Участие во вступительной беседе о том,
что такое воображение и творчество.
Просмотр и обсуждение видеоролика,
рассказывающего о людях творческих
профессий. Участие в обсуждении
вопроса о театре как коллективном
творчестве
режиссёра
и актёров.
Творческая игра «Ставим сценку»:
каждой группе предлагается разыграть
сценку, один из участников группы
выступает в роли режиссёра, остальные
актёры. Подготовка ответа на вопрос
о том, в каких видах творчества хочется
реализовать себя
Просмотр
видеоролика
«Как
всё
начиналось…»,
обсуждение
главных
событий в истории покорения космоса.
Участие в беседе «Рекорды России
в космосе»,
«Кто
они,
великие
космонавты России?». Групповая, парная
работа
на
поиск
соответствия,
упорядочение событий, связанных с
достижениями России в покорении
космоса
Участие в беседео том, что такое геноцид.
Знакомство с материаламио детях —
узниках концлагерей. Работа с текстами
интервью
с
бывшими
узниками
концлагерей, обсуждение прочитанного.
Участие в беседео причинах геноцида
и способах его предотвращения
Участие во вступительной беседе об
истории появления праздника День Земли.

нетронутую природу?»
3–4 классы: «Дом для дикой природы»

День труда (1 час)
1–2 классы: «Без труда не выловишь
и рыбку из пруда»
3–4 классы: «Не надо бояться трудностей»

День Победы. Бессмертный полк (1 час)
1–2 классы: «Мужество, честь, отвага. Что
это и откуда берётся в человеке?»
3–4 классы: «Что такое подвиг?»

Экологические тропы — что это такое?
Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в
Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для
зубров, косуль, оленей), в Большой Арктический
заповедник, в заповедник «Чёрные земли»
(сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов).
Таймыр — родной дом северных оленей. Окский
заповедник — журавлиный питомник
Профессии моих родителей, бабушек и дедушек.
Профессиональные династии. Зачем нужно
учиться всё время, пока работаешь?

Историческая память: мы помним подвиги наших
солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу
жизнь в годы Великой Отечественной войны.
Связь
(преемственность)
поколений:
бессмертный полк — помним, любим, гордимся.
Какое чувство вело советских людей на борьбу за
свободу своей Родины?

25

Обсуждение экологических проблем,
существующих в России, и роли людей
в их появлении. Виртуальная экскурсия по
самым значимым заповедникам России.
Работа в группах: составление правил,
которые нужно соблюдать жителям
Земли, чтобы сохранить нашу планету
Просмотр и обсуждение видеоролика,
рассказывающего о профессиях прошлого
и настоящего.
Выполнение
интерактивных заданий на соединение
описания профессии с её названием,
соединение имён и фамилий выдающихся
представителей профессии с названием
профессии. Групповая работа: подготовка
мини-сообщения «Что будет, если люди
перестанут работать?»
Обсуждение
вопросов
«Что
такое
мужество, честь, отвага и как можно
воспитать в себе эти качества?», «Что
такое подвиг?», «Какое чувство вело
советских людей на борьбу за свободу
своей Родины?». Индивидуальный рассказ
о том, есть ли семейная традиция
участвовать в «Бессмертном полку», о
подготовкек
участию
в этом
году.
Групповая работа: подготовка на основе
предложенных педагогом материалов
сообщения о подвиге, совершённом во
время Великой Отечественной войны,
представление результатов работы при
создании коллективного рассказа «Во имя

День детских общественных организаций
(1 час)
1–2 классы: «Вместе весело шагать по
просторам…»
3–4 классы: «Вместе весело шагать по
просторам…»

Детская общественная организация — мы вместе,
и мы делаем добрые дела. Друзья необходимы
каждому человеку. Добрые дела, которые можно
сделать вместе. Наша помощь нужна тем, кто в
ней нуждается: больным, старым, слабым

Про счастье (1 час)
1–2 классы: «Мой самый счастливый день»
3–4 классы: «Разделяя счастье с другим, мы
умножаем счастье». (П. Коэльо)

Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех
счастье — мир на Земле, здоровье близких,
верные друзья, благополучие страны. Бывает ли
много счастья? Можно ли с им поделиться?

26

жизни на Земле»
Участие во вступительной беседе о
детских общественных организациях.
Знакомство
с
движением
«Орлята
России». Групповая работа: каждая
группа предлагает три причины, по
которым стоит участвовать в детских
общественных организациях
Игра «Закончи предложение»: каждый
предлагает
концовку
предложения
«Счастье — это когда...». Участие в
коллективной беседе «Что делает нас
счастливыми».
Подготовка
индивидуального сообщения «Мой самый
счастливый день». Групповая работа:
подготовка мини-сообщения «Что значит
поделиться счастьем?»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».