Развитие технического творчества обучающихся через програму дополнительного образования технической направленности «Lego- конструирование»

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «LegoКОНСТРУИРОВАНИЕ»
Мундякова Татьяна Евгеньевна,
учитель физики БМАОУ СОШ № 8
Проблема развития научно - технического творчества школьников
стала в последнее время настолько значимой, что по праву считается
«проблемой века».
В современной научной литературе встречаются различные
определения творчества. (Творчество — это процесс создания субъективно
нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и
использовать нестандартные способы деятельности). В наше время, в эпоху
интенсивного развития науки и техники, проблема развития творчества
школьников представляет больший интерес. На сегодняшний день
важными приоритетами государственной политики в сфере образования
становится поддержка и развитие детского технического творчества,
привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной
деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.
Поддержка и развитие детского технического творчества
соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и
стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации. В
Послании Президента России В. В. Путина Федеральному собранию 2014 г.
обращалось внимание на необходимость повышения престижа инженерных и
рабочих профессий и предлагалось «начать и никогда не сбавлять темпа по
этому направлению». Отмечалось, что «самое базовое условие развития
экономики - это, конечно, высокоподготовленный и квалифицированный
рабочий класс, инженерные кадры» [1].
В Послании Президента РФ Федеральному собранию 2015 г. отмечен
«рост интереса молодежи к инженерным и рабочим профессиям» как «к
профессиям будущего». Президент РФ В.В. Путин на заседании Госсовета,
посвященном вопросу "О молодежной политике в Российской Федерации",
призвал как можно шире вводить и поощрять научно-техническое творчество
молодежи, создавать условия для создания новых идей [5]. Одним из
актуальных направлений развитие научно - технического и
технологического
творчества
молодежи
сегодня
является
робототехника.
Концепция новых федеральных государственных образовательных
стандартов сформулирована с акцентом на развитие творческого потенциала
обучающихся и формирование познавательных способностей в траектории
собственного развития личности.
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека,
а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и способствуют
формированию тех или иных компетенций.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка
познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо
организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в
организации условий, которые провоцировали бы детское действие.
Вопрос подготовки инженерных кадров обсуждается на разных
уровнях власти. В этой связи особую актуальность имеет реализация
инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым
комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа на
основе паритетного партнерства и сотрудничества образовательных
организаций всех уровней. Одна из задач - формирование у обучающихся
осознанного стремления к получению образования по инженерным
специальностям и рабочим профессиям технического профиля
С каждым годом повышаются требования к современным инженерам,
техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений
взаимодействовать с автоматизированными системами. Интенсивное
внедрение искусственных помощников в нашу повседневную жизнь требует,
чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления
роботами.
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы
живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И
темп изменений продолжает нарастать.
Таким требованиям отвечает робототехника. Образовательная
робототехника становится важным элементом и средством работы по
формированию самоопределения детей и молодежи, развития их творческих
способностей и обеспечивает формирование технического и инженерного
мышления.
В школе не готовят инженеров, технологов и других специалистов,
соответственно робототехника в школе это достаточно условная дисциплина,
которая может базироваться на использовании элементов техники или
робототехники, но имеющая в своей основе деятельность, развивающую
общеучебные навыки и умения, которые необходимы человеку в сфере
инженерных профессий.
Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют
собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку".
Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками
игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их
мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны
механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными
словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность
находить оптимальное решение, что, несомненно, пригодится им в течение
всей будущей жизни.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности
повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания
практически из всех учебных дисциплин от искусства и истории до
математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на

естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.
Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ
алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального
знакомства с этим непростым разделом информатики.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа технической направленности «Lego- конструирование»
(далее
Программа) составлена с учетом
федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, книги для
учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo. Данная
программа была реализована в условиях пришкольного лагеря для детей 8-10
лет. Периодичность занятий 3 раза в неделю. Для реализации программы,
данный курс обеспечен наборами-лабораториями Лего серии Образование
"Конструирование первых роботов" (Артикул: 9580 Название: WeDo™
Robotics Construction Set Год выпуска: 2009) и диском с программным
обеспечением для работы с конструктором ПервоРобот LEGO® WeDo™
(LEGO Education WeDo), компьютерами, принтером, сканером, видео
оборудованием.
Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника
представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их
коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия,
самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий
потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо
самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по
робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на
каждом занятии.
Цель
программы
развитие
навыков
конструирования,
моделирования,элементарного программирования, способности творчески
подходить к проблемным ситуациям.
Задачи:
- расширить знания обучающихся об окружающем мире, о мире техники;
- научить обучающихся создавать и конструировать механизмы и машины,
включая самодвижущиеся;
- познакомить с
программированием простых действий и реакцией
механизмов на них;
- обучать
решению
творческих,
нестандартных
ситуаций
на
практике при конструировании и моделировании объектов окружающей
действительности;
- развивать коммуникативные способности обучающихся, умение работать в
группе, умение аргументировано представлять результаты своей
деятельности, отстаивать свою точку зрения.
В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов
механической передачи движения и элементарное программирование.
Работая индивидуально, парами или в командах, обучающиеся младшего
школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели,

проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие
во время работы с этими моделями.
На каждом занятии, используя привычные элементы LEGO, а также
мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USBкабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота.
Комплект заданий WeDo предоставляет средства для достижения целого
комплекса образовательных задач: развитие творческого мышления при
создании действующих моделей; развитие словарного запаса и навыков
общения при объяснении работы модели; установление причинноследственных связей; анализ результатов и поиск новых решений;
коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных
факторов; проведение систематических наблюдений и измерений;
использование таблиц для отображения и анализа данных; написание и
воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и
драматургического эффекта; развитие мелкой мускулатуры пальцев и
моторики кисти школьников.
Областной конкурс программно-методических материалов в сфере
организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и
молодежи в каникулярный период.
Номинация: Программа работы кружка в условиях пришкольного
лагеря

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575811

Владелец

Отпущенкова Светлана Владимировна

Действителен

С 03.03.2021 по 03.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».