Программа «Патриотическое воспитание» БМАОУ СОШ№8 на 2022 - 2025 годы.pdf

1

Паспорт программы
Разделы паспорта

Содержание разделов программы

программы
Название программы Программа «Патриотическое воспитание» БМАОУ СОШ№8
на 2022 - 2025 годы
Разработчики
программы

Кузякова Татьяна Александровна

Исполнители
программы

Администрация, педагогический коллектив
школы,
ученический коллектив, родительская общественность,
социальные партнеры школы

Основание для

 Конвенция о правах ребенка;

создания программы  Декларация прав ребенка;
 Конституция РФ;
 Закон «Об образовании в РФ»;
 Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2021 - 2025 годы» от 30
декабря 2015 г. № 1493;
 Общеобразовательная программа БМАОУ СОШ№8
Содержание

 Паспорт программы

программы

 Пояснительная записка
 Целевой блок
 Механизм реализации программы
 Диагностика эффективности содержания деятельности
 Оценка эффективности реализации программы
Прогнозирующий результат
 Список литературы

Заказчик программы  БМАОУ СОШ №8
2

 Родители, педагоги, учащиеся.
Ожидаемые
результаты

Ожидаемые

результаты

патриотического

воспитания

учащихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение учащимися
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве
общества, социально – одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), понимания социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика с педагогами как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьниками
опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура, патриотизм, гражданственность),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьников между собой на уровне
класса, школы (массовые акции или мероприятия), то есть в
защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой
среде ребенок получает первое практическое подтверждение
приобретенных социальных знаний, начинает их ценить или
отвергать.
Третий

уровень

результатов

получение

-

опыта

школьниками самостоятельного общественного действия
(проектная

деятельность).

Только

в

самостоятельном

общественном действии юный человек действительно
становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным
деятелем,

гражданином,
3

свободным

человеком.

Для

достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами
за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом с одного уровня на другой существенно
возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближенно к обучению,
где предметом воспитания (как ученика) являются знания о
социальных

ценностях

и

общественно

приемлемом

поведении;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте
жизнедеятельности школьников, и социальные ценности
усваиваются в отдельных нравственно ориентированных
поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для
приобретения опыта по патриотическому воспитанию.
Переход от одного уровня к другому должен быть
последовательным, постепенным, что должно учитываться
при организации воспитания и социализации школьников.
Таким образом, в планах воспитательной работы необходимо
не только указать воспитательное мероприятие, но и
предполагаемый уровень результатов. При этом по каждом
направлении должна прослеживаться определенная логика в
их проведении.
Личностные характеристики эффективности воспитательной
деятельности общеобразовательного учреждения (классного
руководителя) определяются по результатам применения
психолого
личностного

–

педагогических
развития

диагностик

учащихся

сформированности детского коллектива.
4

и

результатов
диагностики

Конечным

результатом

функционирования

системы

патриотического воспитания должны стать духовный и
культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция,
патриотическое сознание учащихся себя как россиянина,
определяющего будущее России:

Пояснительная записка
Программа «Патриотическое воспитание» разработана в соответствии с Конвенцией о
правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом «Об
образовании в РФ», с Государственной программой «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» от 30 декабря 2015 №1493.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданскопатриотического воспитания в БМАОУ СОШ№8 и направлена на воспитание
патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов
и приемов педагогических воздействий.
Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения
ряда воспитательных и социальных проблем.
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным
изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное
расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в
молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, когда через
средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе
насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют
условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с
четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе
значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде
усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в
крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети
оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают
5

нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы
практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли
бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической,
политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить
уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых
направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития
личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее
интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического
воспитания становится одной из актуальнейших.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания
школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не
ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие
социальные институты общества, такие как: средства массовой информации,
общественные

организации,

учреждения

культуры

и

спорта,

религиозные

организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные
организации,

учреждения

социальной

защиты

населения,

корпоративные

объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это
необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Патриотическое воспитание основывается на таких законодательных актах как
Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации:
«Об образовании в РФ», «О высшем и послевузовском образовании», «О воинской
обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных
днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов», Указ Президента Российской Федерации «О
концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановления
Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о подготовке
граждан Российской Федерации к военной службе», другие нормативные правовые
акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся
вопросов патриотического воспитания.
6

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на
сегодняшний день очевидна.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти
изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского
сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут
принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия,
способы

к

сотрудничеству,

отличающиеся

мобильностью,

динамизмом,

конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные
защищать Отчизну.
Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и
развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Наша школа была построена в 1936 году, пережила труднейшие военные годы,
когда и дети и взрослые прилагали все усилия, чтобы приблизить Победу: учились,
после учебы трудились на заводах, в полях и госпитале. В 1986 году был создан
школьный обелиск славы в честь ушедших на фронт и не вернувшихся педагогов и
учеников. В разное время в школе работали краеведческий музей, музей боевой славы,
на базе которых пятнадцать лет назад был открыт музей истории школы, играющий
важную роль в патриотическом воспитании обучающихся: это и поисковая
деятельность, и изучение истории города и родного края, и встречи с ветеранами, и
школьные мероприятия.

Целевой блок
Цель программы:
воспитание человека, способного на социально оправданные поступки, в основе
которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота,
гражданина своей Родины.
Задачи программы:
 формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и
будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
 развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
7

 создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции
через деятельность органов ученического самоуправления;
 развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
 формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
 физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе
жизни
 методическое

обеспечение

функционирования

системы

гражданского

и

гражданскому

и

патриотического воспитания
 активизировать

работу

педагогического

коллектива

по

патриотическому воспитанию
 воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, к действиям в
экстремальных ситуациях.
 проводить научно – обоснованную управленческую и организаторскую деятельность
по созданию условий эффективного патриотического воспитания учащихся
 утверждать в сознании и чувствах, учащихся представления об общечеловеческих
ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому
России, к ее традициям
 создать механизм, обеспечивающий эффективное функционирование целостной
системы патриотического воспитания.

Механизм реализации программы
Система программных мероприятий
Совершенствование нормативной правовой базы:
* разработка и реализация плана мероприятий по программе «Патриотическое
воспитание»;
* разработка положений о смотрах и конкурсах.
Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического
воспитания:
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического
воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
8

Педагогические технологии:


Проектно – исследовательская деятельность



Коллективно - творческое дело



Деятельностный подход в воспитании



Педагогика сотрудничества



Технология проблемного обучения



ИКТ

Совершенствование процесса патриотического воспитания
Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривает:


продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях;



определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;



совершенствование содержания патриотического воспитания;



развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых
информационных технологий;



усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;



воспитание гордости за Российское государство, родной край;



увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших
интернациональный долг на территориях других стран;



воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению
обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;



обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления района в работе по
патриотическому воспитанию;



повышение качества функционирования, как отдельных элементов системы
патриотического воспитания, так и всей системы в целом;



совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего,
в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов
в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении

9

следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм,
мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность,
Конституция государства.
Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах
истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать
учащихся на героических примерах прошлых поколений.
знаниями

неразрывно

связано

с

дальнейшим

Овладение историческими

развитием

и

укреплением

патриотических чувств.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на
примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается
живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за
нашу Родину, её народ.
В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся
формируется диалектическое понимание развития природы, учащиеся знакомятся с
применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научнотехнической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании
которых отражена военная тематика.
Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы
является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На занятиях по
информатике

возможно

использование

специальных

обучающих

программ,

позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину,
как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в
проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать учащихся к
созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.
В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» курса
«Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов изучаются
следующие темы:
 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;
 Вооруженные Силы России;
 Боевые традиции Вооруженных Сил страны;
10

 Символы воинской чести;
 Основы военной службы;
 Военнослужащий - защитник своего Отечества.
Кроме того, в конце учебного года остается целесообразным проведение учебных
сборов с юношами 10 классов по основам военной службы.
Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять
занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества,
необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость,
выносливость, координация и точность движения.
Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник
Родины.
Внеурочная деятельность
Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и
методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо
осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния
учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать
необходимую помощь.
Формы внеурочной деятельности:
 тематические классные часы;
 встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
 посещение музеев; встречи с ветеранами труда, воинами-афганцами, участниками
чеченских событий;
 интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
 конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
 празднование Дней воинской славы;
 волонтерская работа;
 уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
 митинги, литературно-музыкальные представления, концерты
к знаменательным датам;
 участие в работе школьного музея;
11

 предметные недели;
 месячник по военно-патриотическому воспитанию;
 показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных
фильмов на военно-исторические темы;
 физкультурно-оздоровительные соревнования;
 походы и экскурсии по родному краю.
Внеклассная деятельность
Внеклассная

деятельность

осуществляется

через

взаимодействие

с

общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной
деятельности с использованием ИКТ.

Организация воспитательной работы

Программа
«Патриотическое
воспитание»

Проект

Школьные

«Моя родная школа»

конкурсы

Муниципальные

Проект
«Воспитание юного
гражданина»

конкурсы
Региональные
конкурсы

Проект
«Мои земляки»
Проект «Герои живут
рядом»

Всероссийские
конкурсы

Работа с родителями
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание
учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности.
12

Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность
поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную
личность, настоящего патриота своей страны. Родители хотят, чтобы их ребенок был
признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств,
как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему
Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в
определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм
работы
Формы работы:
 составление родословной «Древо своей семьи»;
 спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
 сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной
войне;
 «Загляните в семейный альбом»; «Лента памяти»
 встречи за круглым столом «Как молоды мы были…»;
 родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?»;
 конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников
Отечества;
 проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!».
Программа включает в себя следующие направления:
Направления деятельности.
1.Моя малая родина.
Это направление предполагает:
-изучение истории своего села, района, края в ходе исследовательской работы,
написание рефератов;
- активизация деятельности школьного краеведческого музея;
- проведение экскурсий, встреч с ветеранами труда, интересными людьми;
- проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории;
- работа по благоустройству здания и территории школы;
13

- акция «Мой дом, моя улица»;
- проект «Цветущая школа»;
- поддержание традиций школы и города в ходе участия школьников в традиционных
праздниках, краеведческих викторинах, конкурсах, выставках.
2.Школьный музей.
Данное направление деятельности состоит в совершенствовании работы школьного
музея, расширении форм его деятельности, включая экскурсии, и поисковую работу.
3.Защитники Отечества.
Подготовка юношей к службе в Вооруженных силах РФ, ориентация учащихся на
военные профессии - таково основное содержание этого направления программы
патриотического воспитания. Оно предполагает проведение уроков мужества, смотра
строя и песни, военно – спортивных игр, военно – полевых сборов юношей 10 класса и
других мероприятий.
Пропаганда воинской славы и доблести предусматривает участие школьников акции
«Посылка солдату!», конкурсы рисунков, чтецов мероприятия по изучению военной
истории Отечества.
4.Салют, Победа!
В ходе проведения дел в рамках реализации этого направления программы школьники
изучают летопись Великой Отечественной войны, участвуют в читательских
конференциях, устных журналах, интеллектуальных играх. Они оказывают шефскую
помощь пожилым людям, ухаживают за памятниками павшим воинам (Ключник)
5.Здоровье.
Приобщение всех участников к различным формам физической культуры путем
привлечения их в спортивные секции, спортивные состязания – цель данного
направления программы. Кроме того, она предполагает организацию интересного
плодотворного досуга во внеурочное и каникулярное время путем проведения
различных спортивно – массовых мероприятий. В рамках этого направления
осуществляются

мероприятия

по

пропаганде

антинаркотической пропаганды.
6.Экология и мы.
14

здорового

образа

жизни

и

Направление «Экология и мы» предусматривает изучение экологического состояния
города и его окрестностей: лесов, полей, водоемов; выявление различных
экологических нарушений и проведение мероприятий по их ликвидации.
Осуществляются мероприятия по пропаганде бережного отношения к окружающей
среде, среди которых – экологические праздники, викторины, конкурсы.
7.Юные таланты.
Данное направление предусматривает приобщение учащихся к творческой
деятельности

через

систему

урочной

и

внеурочной

деятельности.

Оно

предусматривает проведение смотров, творческих отчетов, фестивалей, конкурсов и
праздников.
8.В труде рождаются герои
Это направление предполагает проведение волонтерской работы и акций.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс
программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1.

Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

2.

Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных

мероприятий.
3.

Участие в тематических конкурсах, выставках.

4.

Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Взаимодействие школьных общественных структур
в рамках программы
Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы:
- музей Золота
- городская библиотека
-ЦДТ
- «Дворец молодежи»
-ДК «Современник»
15

- школа искусства №1; школа искусства №2
- СОК «Лидер»
- ДЮСШ «Олимп»
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания:
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического
воспитания предусматривается:
 создание условий для более широкого участия средств массовой информации
ученического самоуправления в пропаганде патриотизма;
 поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой
информации;
 расширение информационного пространства через школьный сайт.
Содержание управления системой патриотического воспитания
в школе:
 анализ,

оценка,

прогнозирование

и

моделирование

состояния

процесса

патриотического воспитания в школе с учетом тенденций общественного развития;
 определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной
деятельности;
 научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение
кадров;
 мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое
информирование о ходе реализации задач патриотического воспитания;
 своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;
 научная

организация

труда

классных

руководителей

и

обеспечение

прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы.

Поэтапное содержание реализации программы
№ Мероприятия

срок
16

ответственный

их

I этап подготовительный
Формирование нормативно – правовой и методической базы патриотического
воспитания.
1

Создание и периодическое

Весь период

пополнение картотеки

Зам.дир.ВР,
библиотекарь

федеральных и местных
законодательных актов по
вопросам патриотического
воспитания.
2

Создание и программирование

Август 2022 года

работы творческой группы
3

педагоги, учащиеся

Обсуждение и утверждение

сентябрь

программы на педагогическом

2022 г.

совете
4

5

администрация,

администрация,
педагоги

Изучение научно-методической

январь - май

администрация,

литературы

2022г.

учителя

Определение концептуальных
положений по изучению

октябрь
2022г. г.

эффективности воспитательного

администрация

процесса
6

Организация работы семинара по

октябрь

теории и практике

2023 г.

администрация

Проектирование модели личности

май

администрация,

выпускника

2022г.

руководители

патриотического воспитания
7

8

кл.

Научно-практическая конференция ноябрь
классных руководителей

2022г.

«Воспитание гражданина,

администрация,
руководители

патриота: опыт и проблемы»
17

кл.

9

Кадровое обеспечение реализации

август – сентябрь

программы по патриотическому

2024 г.

администрация

2022-2025

Зам.директора

воспитанию школьников
10 Презентацию разработок уроков, в
ходе которых используется

классные

материал школьного музея,

руководители

ВР,

городского музея
Методическая работа в области патриотического воспитания школьников.
1

Организация и проведение учебы

1 раз в год

классных руководителей по теме

Зам.дир.ВР, классные
руководители

«Российский патриотизм: истоки,
современность, проблемы
возрождения и развития».
2

Проведение семинаров с

1 раз в год

Зам.дир.ВР

1 раз в год

Руководители МО

2022- 2025

Учитель информатики

2026

Директор,

учителями – предметниками по
реализации программы
патриотического воспитания.
3

Проведение заседаний МО по
реализации программы
патриотического воспитания

4

Организация занятий с педагогами
по использованию ИКТ в работе по
патриотическому воспитанию

5

Обобщение накопленного опыта
организации патриотического

зам.директора

воспитания в школе
6

Проведение педагогических

2022 - 2025

советов по реализации программы

Директор,
зам.директора

патриотического воспитания
18

II основной
Мероприятия деятельности по патриотическому воспитанию
1

Реализация проекта «Моя родная

2022 - 2023

Зам. директора

школа»
2

День героев России

декабрь

Учитель истории

3

День семейного отдыха

сентябрь

Классные
руководители

4

Дни милосердия

постоянно

Руководитель
волонтерской
организации

5

Благоустройство школьной

постоянно

Классные

территории экологические

руководители

субботники
6

Месячник защитников Отечества

февраль

7

Экскурсии в городской музей

По

Руководитель ОБЖ
плану Классные

классного

руководители

руководителя
8

Тематические выставки в

постоянно

Зав. библиотекой

ежегодно

Зам. директора по ВР и

школьной библиотеке
9

Реализация проекта «Воспитание
юного гражданина»

10 Школьные спортивные

ПВ
В течение года

мероприятия

Учителя, физкультуры,
классные
руководители

11 Волонтерская деятельность

В течение года

Руководитель детской
организации
«Солнышко»

12 Реализация гражданских правил в

В течение года

поведения в учебном

Учителя
предметники.

19

–

взаимодействии:
- посредством технологии
оценивания формируются, опыт
следования совместно
выработанным для всех правил,
умение отстаивать справедливость
оценивания, умение приходить к
компромиссу в конфликтных
ситуациях;
- групповая работа на разных
предметах формирует опыт
оказания взаимной помощи и
поддержки, разрешения
конфликтных ситуаций,
организации позитивного общения
в разных социальных ролях;
- специфические предметные
методики, требующие
коллективного взаимодействия и
поддержки товарища.
Школьный музей(восстановительный проект)
1

Проведение тематических

В течение года

экскурсий:
- История нашего города
- История школы;
- Годы, опаленные войной;
- Наши земляки, участники
Великой Отечественной войны;
- Памятники города
20

руководитель

2

Участие в городской

Ежегодно

руководитель

краеведческой конференции
«Марковский турнир»
4

Поисковая работа постоянно

В течение года

руководитель

5

Проведение экскурсий в музее

В течение года

Классные
руководители, учителя

6

Сбор информации о выпускниках

В течение года

Руководитель,

Февраль

Руководитель ОБЖ

школы
Защитники Отечества
1

Соревнования по стрельбе

ежегодно
2

Конкурс военной песни

Февраль

Учитель музыки

ежегодно
3

4

Игра «Зарничка»
Классные часы по теме

Февраль

Совет

ежегодно

старшеклассников

Февраль

Классные

ежегодно

руководители

5

Акция «Посылка солдату!»

февраль

Зам. директора

6

Лыжные соревнования

Февраль

Учителя физкультуры

ежегодно
7

Утренняя зарядка в спортзале

1 раз в четверть

Совет
старшеклассников

Салют, Победа!
1.

Изготовление открыток для

Май

Учитель ИЗО

май

Классные

ветеранов, тружеников тыла
2.

Поздравление жителей
микрорайона с Днем Победы

3

руководители

Урок мужества «В жизни всегда

Май

Классные

есть место подвигу»

ежегодно

руководители

21

4

Поздравления тружеников тыла с

Май, ежегодно

Днем Победы.
5

Праздник, посвященный Дню

Классные
руководители

Май, ежегодно

Зам. директора

Май, ежегодно

Классные

Победы
«Салют, Победа!»
6

Школьный митинг для начальных
классов

руководители

7

Вахта памяти

Май, ежегодно

Руководитель ОБЖ

8

День Памяти

22 июня,

Начальник

ежегодно

дневного пребывания

лагеря

детей
9

Экскурсии и путешествия по

В течение года

примерной тематике:

Классные
руководители

- Герои Великой Отечественной
войны в памяти нашего города
10 Тематические выставки по истории В течение года

библиотекарь

Великой Отечественной войны
Здоровье
1

Организация работы ШСК

В течение года

Учителя физкультуры

2

День здоровья

2 раза в год

Зам. директора

3

Кросс наций

сентябрь

Учитель физкультуры

4

«Веселые старты»

Ноябрь, апрель

Учитель физкультуры

ежегодно
5

Соревнования по баскетболу

декабрь

Учитель физкультуры

6

Школьная спартакиада

февраль

Учитель физкультуры

7

Городская спартакиада

В течение года

Учитель физкультуры

8

Изучение материала и выполнение

В течение года

Учителя

учебных заданий на формирования

предметники,

ЗОЖ

классные
22

–

руководители
9

Утренняя зарядка в спортзале

1 раз в четверть

Совет
старшеклассников

Экология и мы
1

Выставка рисунков и плакатов

Март, ежегодно

«Экология, природа, человек»
2

Экологический десант «Чистота

начальных классов
Апрель, ежегодно Классные

спасет мир»
3

Праздник, посвященный Дню

Учитель ИЗО, учителя

руководители
Март, ежегодно

Учитель биологии

В течение года

Классные

защиты Земли»
4

Беседы на классных часов, уроках
биологии и географии «Здоровый

руководители

мир – здоровый человек»
5

Конкурс кормушек для птиц

декабрь

Учитель биологии

6

Конкурс «Экомода»

октябрь

Учитель биологии

7

Изучение материалов и

В течение года

Учителя

8

выполнение учебных заданий на

предметники,

осознание природоохранительной

классные

деятельности

руководители

Конкурс поделок «Осенняя

сентябрь

Учитель ИЗО

В течение года

Руководители

палитра»
Юные таланты
1

Работа объединений
дополнительного образования

2

Праздник первого и последнего

объединений
Сентябрь, май

Зам. Директора

День самоуправления,

Октябрь,

Совет

посвященный Дню учителя

ежегодно

старшеклассников

звонка
3

23

–

4

5

День матери
Конкурс «Мисс Осень»

Ноябрь

Классные

ежегодно

руководители

Ноябрь

Зам. директора

ежегодно
6

7

Новогодний праздник
День рождения школы

Декабрь

Классные

ежегодно

руководители

Декабрь

Зам. директора

ежегодно
8

День красного сердечка

февраль

Зам. директора

9

«Масленица»

По календарю

Зам.директора

10 Выставка детского творчества

апрель

учителя

11 Классные часы:

В течение года

Учителя – начальных

- Красота в жизни людей;

классов

- Как мы отличаем красивое от
безобразного;
- Что такое некрасивый поступок?
- Создание и разрушение красоты –
словом, жестом, действием;
- Как сказать правильно?
- Красота родного языка;
12 Изучение материалов и

В течение года

Учителя - предметники

В течение года

Учителя - предметники

выполнение учебных заданий,
направленных на приобщение к
искусству, красоте,
художественным ценностям в
жизни народов России и всего
мира.
13 Приобщение к законам

24

изобразительного и музыкального
искусства, опыт творческой
деятельности
14 Приобщение к литературе как к

В течение года

Учителя - предметники

В течение года

Учителя - предметники

В течение года

Учителя - предметники

искусству слова, опыт создания
письменных творческих работ
15 Приобщение к художественному
труду, осознание красоты и
гармонии изделий народных
промыслов, опыт творческой
деятельности.
16 Получение опыта восприятия
искусства и художественного
творчества в процессе учебной
работы:
- исполнение творческих заданий
по разным предметам с целью
самовыражения и психотерапии
негативных эмоциональных
состояний;
- оценка результатов выполнения
учебного задания не только с
позиции соответствия цели, но и с
позиции красоты решения.
«В ТРУДЕ РОЖДАЮТСЯ ГЕРОИ»;
1.

Волонтерская работа

В течение года

Руководитель детской
организации

2

Недели милосердия

декабрь

Зам. директора

3

Забота о памятниках защитникам

В течение года

Руководитель детской

25

Отечества
4

Социальные проекты «Забота и

организации
В течение года

внимание пожилым и одиноким

Классные
руководители

людям»
5

Благоустройство в пространстве

В течение года

дома, класса, школьного двора.

Классные
руководители

6

Проект «Цветущая школа»

Апрель - октябрь

Учитель технологии

7

Расширение навыков по

В течение года

Классные

самообслуживанию и устройству

руководители, учителя

быта близких, товарищей, своего

технологии

дома, в школе, в походах, уборка
после еды, приведение в порядок
одежды, простейший ремонт
вещей
8.

Весенняя неделя добрых дел

апрель

Зам. директора

9

Знакомство с правилами

В течение года

Классные

взаимоотношений людей в

руководители, учителя

процессе труда в ходе различных

- предметники

мероприятий:
- экскурсии, видео путешествия
для знакомства с разными
профессиями жителей
- коллективные творческие дела по
подготовке трудовых праздников;
- встречи – беседы с людьми
различных профессий,
прославившимися своим трудом;
- ролевые игры, моделирующие
экономические, производственные
26

ситуации;
- совместные социальные
образовательные проекты с
родителями «Труд моих
родителей»
Формирование методических основ патриотического воспитания
1

Проведение расширенных

2022- 2025

администрация

2021 - 2022

администрация

2022- 2023

администрация

2023 - 2024

администрация

2022, 2025

директор

постоянно

Зам. директора ВР

заседаний педагогического совета с
повесткой дня «О ходе реализации
программы патриотического
воспитания учащихся»
2

Педагогический совет
«Патриотическое воспитание в
пространстве современного
образования»

3

Педагогический совет «Семья как
основа патриотического
воспитания»

4

Педагогический совет
«Патриотическое воспитание в
современной школе»

2

Совещания при директоре:
- реализация программы ОБЖ,
физкультуры;
- Школьный музей – центр
патриотического воспитания в
школе

3

Проведение диагностики по
вопросам патриотического

27

воспитания
4

Методический совет

2021

«Использование потенциала

Руководитель
школьного музея

школьного музея в воспитании и
развитии личности»
5

Конференции:

2020- 2021

администрация

2021 - 2022

администрация

2022 - 2023

администрация

2023 – 2024

администрация

- Воспитание патриотизма как одна 2024 - 2025

администрация

- Актуальность проблемы
патриотического воспитания
- Современное образование: опыт,
проблемы, перспективы
- Патриотическое воспитание в
системе дополнительного
образования
Психолого – педагогические
семинары

из составляющих развития
личности
- Открытый диалог социальных

2024 - 2025

администрация

2022 - 2025

Администрация,

партнеров: школы, семьи,
общественности
6

Родительские собрания:
- воспитание патриота,

учителя

гражданина.
III. Заключительный этап
Мероприятия по контролю реализации программы
1

Организация тематических

В течение года
28

администрация

проверок по реализации
программы
2

Сдача отчетов, информаций

В течение года

администрация

3

Анализ результативности участия в В течение года

администрация

конкурсах.
4

Диагностика эффективности

2025 г.

администрация

2022–2025г

администрация,

программы «Патриотическое
воспитание»
5

Обобщение опыта эффективных
форм сотрудничества всех

руководители

субъектов образовательного

учителя

МО,

сообщества в рамках
патриотического воспитания
6

Создание банка инновационных
технологий патриотического
воспитания и обучения

администрация,
2022 -2025г.

учителя

школьников.

Характеристика основных ресурсов реализации программы
Интеллектуальные:
Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками
индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего
обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является
одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста
ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и
создаёт

гуманистические

отношения

с

учениками.

Координатор программы – заместитель директора по воспитательной работе,
курирует волонтерскую и поисковую работу.
29

Соисполнители программы:
 Зам. директора по ВР - курирует работу школьного (ученического) самоуправления;
 Социальный педагог курирует работу по организации гражданского- патриотического
воспитания;
 педагогический коллектив школы;


родители.
Технические:
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для
реализации данной программы:

 учебные кабинеты,
 компьютерный класс,
 библиотека,
 1 спортивный зал,
 спортивная площадка,
 тренажеры,
 компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;
 Интернет;
 электронная почта.
Информационно-аналитические:
▪ организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной
библиотеке;
▪ оформление банка данных статей периодической печати по проблематике
программы;
▪ организация информационных стендов
 Школьный сайт.
Диагностика эффективности содержания деятельности
 наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
 система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических
диагностик);
 участие в творческой работе по проблемам патриотического воспитания;
30

 объективные статистические показатели:
 участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, муниципальных, Всероссийских
конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию
Оценка эффективности реализации программы
Прогнозирующий результат
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе
системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и
количественные параметры.
Духовно-нравственные параметры:
 сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество, и историю родного края;
 формирование позиций гражданина-патриота России;
 стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
 готовности к защите Отечества;
 гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественные параметры:
 музей школы;
 волонтерское движение (численность учащихся);
 историко-патриотические выставки;
 выступления и беседы на патриотическую тему;
 участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
 шефство над памятником участника войны;
 проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
 организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих
слетов;
 оформление

школьных газет, информационных бюллетеней патриотической

направленности.
Список литературы
1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
31

3. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л.
Селиванова. М. 2005 год.
4. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной
работы в школе». 2004 год. №1
5. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2022 год
6. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием
музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.
7. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные
мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2016 год
8. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в
школе». № 4 2009 г
9. Заместитель директора школы по воспитательной работы № 3 2020 г
10. Классный руководитель № 1 2010 г
11. И.С.Огоновская «Проекты гражданско-патриотической направленности в системе
воспитательной работы ОУ. Проектная деятельность педагогов».- Екатеринбург: ООО
«Периодика», 2019.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».